Приносят ли реальную прибыль платные дороги?

Photo

Тема платных дорог неоднократно будоражила умы наших депутатов. Практика введения платных участков на тех или иных федеральных трассах Российской Федерации существует уже давно, официально - с 1992 года. Главное условие - должны существовать бесплатные дороги, которые дублируются платными трассами. Но Госдума пошла дальше, решив провести эксперимент на просторах Крайнего Севера…

Платные дороги в России: «за» и «против»

Государственная Дума решила поэкспериментировать, построив на Крайнем Севере платные трассы в тех местах, где и о бесплатных дорогах отродясь не слыхали.

Платные дороги - это федеральные трассы, передающиеся под эгиду управленцев из ГК «Автодор». Государственная компания при помощи средств инвесторов занимается строительством, реконструкцией и ремонтов платных участков на дорогах. Дороги строятся, но нужного финансового «выхлопа» даже в густонаселенных местах России пока не достигнуто.

В жестких условиях водители-северяне работают почти половину года, когда дорог в принципе нет - есть зимники. Рейсовым автобусам и легковым автомобилям на платных северных трассах платить не придется, вся тяжесть оплаты перевозок ляжет на дальнобойщиков. По версии депутатов, подобная мера сможет радикально подойти к проблеме частных инвестиций в целях развития транспортной сети на Крайнем Севере, в том числе и в Архангельсккй области.

Исследования отношения водителей к платным дорогам дали неутешительный результат: более половины опрошенных высказались отрицательно, называя платные дороги плохой идеей.

Что не так?

• Качество дорожного полотна не соответствует рекламируемым качествам хайвеев, ямы встречаются и на платных дорогах, хотя латаются они и впрямь быстрее;
• возникают заторы у пунктов оплаты, несмотря на то, что транспондеры вполне входят в обиход автомобилистов;
• проходные пункты оплаты плохо оборудованы, информативность значков низкая, сами они плохо читаемы, особенно в темноте;
• разобраться с тарифами на 1 км одной и той же дороги на разных участках нереально - асфальт один, цена - разная, иногда она может отличаться на разных дорогах в двадцать раз;
• водителя заставляют платить дважды - сначала он платит транспортный налог, а затем оплачивает возможность проезда по дороге.

Плюсы тоже есть, но их вспоминают реже:

• Меньшая вероятность пробок;
• выше разрешенная скорость движения (до 130 км/ч), отсутствие населенных пунктов на трассе;
• большая безопасность движения;
• качество покрытия все же лучше, особенно на тех участках, где дорожники не ремонтируют бесплатные трассы по принципу «кому надо, объезжайте по платной».

Кому выгодны платные дороги?

Водителям, судя по опросу - нет. Грузовикам - все равно, для них после введения в 2015 году системы «Платон» все федеральные дороги стали платные. Зато чиновники и автодоровцы грудью встают на защиту платных трасс, напирая на то, что во всем мире такие дороги пользуются спросом. При этом они скромно умалчивают о том, что разница в платной и бесплатной дороге заключается всего в двух параметрах, не считая денег - ширине и наличии светофоров. Платные дороги во всем мире составляют не более 3% от общей протяженности всех дорог. А еще в ряде стран государство после постройки дороги берет на себя плату за проезд по новым трассам в течение ряда лет, потом, окупив расходы на строительство, переводит дорогу в разряд бесплатной. Поэтому, естественно, налогоплательщики в Европе, США и Китае спокойно и без возмущения пользуются платными дорогами.

У нас платные трассы скорее являются средством зарабатывания денег без учета интересов водителей. Про транспортный налог, идущий в копилку всяческих «Автодоров», мы уже упомянули, напомним еще и про акциз с каждого литра топлива. Обычные дороги, конечно, ремонтируются, но дороги в России зачастую это направления, обозначенные большим количеством ям и выбоин. Народ ругается, ремонтирует подвески и продолжает ездить, платя налоги.

Деньги, заработанные на эксплуатации платных участков дорог, забирает «Автодор». Чем загруженнее трасса и чем выше спрос на проезд, тем больше финансовый отклик. Вторым пунктом является получение прибыли от дорожной инфраструктуры, т.е. от размещения вдоль трассы разных кафе, автомастерских, магазинов, заправок. Называется эта аренда «правом примыкания» и приносит регулярно весьма ощутимый доход. Чтобы его увеличивать, арендаторам необходим плотный поток клиентов. Это означает, что «Автодор» будет заинтересован в защите своих интересов и рекламировании платных дорог. А самая лучшая реклама - это плохие и забитые машина-ми бесплатные дороги.

Плохо другое - теперь жители небольших поселков, например той же Солзы недалеко от Северодвинска каждый год слезно умоляют чиновников как-то починить разбитую дорогу. Старики и дачники в летний сезон - вот все пользователи. Теперь для них тоже будет строиться - когда-нибудь, когда найдут инвесторов, - платная трасса. Но грузовики по ней ездить не будут, только местные - разве такая трасса сможет окупиться? Конечно, нет. Поэтому ее и не построят.

Есть ли реальная прибыль от платных дорог?

На сегодняшний день сеть платных автомобильных дорог в России составляет порядка 1000 километров. Согласно программе, утвержденной для «Автодора» правительством до 2020 года, за семилетний период (начиная с 2013) должны быть построены 2226 километров новых платных дорог. В расходы на этот масштабный проект выделен один триллион рублей.

В России, оказывается, на бумаге существует правило - после того, как платная дорога окупит себя, она должна перейти в ранг обычной. Только на деле все выглядит печально. Ни один проект платной дороги пока не окупился. В 2017 году популярная трасса «Дон», проходящая по землям Ростовской области и Краснодара, будет при современных темпах оплаты платной «всего» до 2109 года. Правда, чтобы немного улучшить положение, участки трассы между Москвой и Питером, которые обещали водителям по цене 1000 рублей, уже вылились в 2000.

Инвесторы не хотят рисковать, и доля их участия составляет всего 23 процента от плановой, что не приемлемо для частно-государственного партнерства. В итоге «Автодор», отвечающий за реализацию проекта, перекладывает все риски на государство. Платные дороги в России строятся, но пока не окупились, и в ближайшем обозримом будущем вряд ли окупятся. Что будет лет че-рез пятьдесят, покажет время.