Как изменятся правила проведения экзаменов на права

Photo

Повышение уровня безопасности на автомобильных дорогах, озвученное главой государства, невозможно без качественных изменений в системе подготовки водителей. Обсуждения, касающиеся пересмотра образовательных программ, их расширения и актуализации не прекращаются уже несколько лет. В качестве же уже реализуемых мер можно рассмотреть изменения в процедуре сдачи экзаменов.

Основные нововведения

Согласно новым правилам, помимо теоретической части, претендент будет сдавать вождение в два этапа - на закрытой площадке или полигоне и в условиях реального городского потока. В первом случае допускается проведение процедуры не только в специально выделенной зоне, но и на участках с низкой интенсивностью движения, а также тупиковых автодорогах.

Во втором случае чётко регламентируется перечень вопросов, обязательных к проверке, а именно - умение совершать левый и правый поворот, обгон, параллельная парковка, проезд перекрёстков с различными условиями приоритетности движения, пешеходных переходов, а также способность останавливаться и начинать движение на подъёме и спуске. Стоит отметить, что этап площадки и города объединены в единый экзамен, ввиду чего при отрицательном результате на одном из них пересдавать придётся оба.

Законодательно определены и условия аннулирования результатов экзамена, в частности - удовлетворение жалобы гражданина на необъективную оценку или предоставление экзаменуемым поддельных документов (медицинской справки). Новые правила полностью исключают возможность присутствия в автомобиле, помимо экзаменуемого и инспектора, представителя автошколы.

Экспертная оценка предложенных изменений и методы совершенствования процедуры экзамена

По мнению главного редактора журнала «За рулём» Максима КАДАКОВА, мировой опыт показывает, что приём экзамена на специализированной площадке вообще малоэффективен, по-скольку въезд и выезд с парковки – это основные навыки, которые там можно проверить, причём они не оказывают существенного влияния на ситуацию на дороге. В то же время, он положительно оценивает городской цикл проверки, поскольку умение управлять транспортным средством в потоке, анализировать потенциальные риски и владеть автомобилем даже на скользком покрытии дают желаемый результат. Он отметил, что в большинстве стран вообще не используется процедура сдачи экзамена на полигоне - особым случаем является лишь Япония, где размеры упомянутых площадок позволяют полностью сымитировать реальные городские улицы.

Аналогичной точки зрения придерживается и глава НП «Гильдия автошкол» Сергей ЛОБАРЕВ, который в качестве аргументов приводит мнение иностранных делегаций, присутствовавших на специализированной международной конференции в Архангельске. По их мнению, нецелесообразно тратить столько времени на обучение водителей движению в условиях полигона, где скорость и близко не приближается к реальным показателям.

Александр ПИСКАРЕВ - представитель ДОСААФ, отмечает, что значительная часть выпускников автошкол в России учатся на категории С и Д, ввиду чего проведение экзамена в реальных городских условиях крайне проблематично из-за необходимости двигаться и маневрировать в плотном потоке на транспортном средстве с большими габаритами.

Виктор ПОХМЕЛКИН - председатель Движения автомобилистов России считает, что основ-ной проблемой современных отечественных реалий является вовсе не сама процедура экзамена, а возможность её обойти различными незаконными методами. По его мнению, наиболее эффективным методом борьбы с этим явлением может стать вывод процедуры из монопольного ведения ГИБДД и передача её независимым комиссиям. Они пояснил, что уже не первый год выступает с подобной инициативой, полагая, что именно присутствие специалистов, не связанных с ведомством, организующим процесс экзамена, позволит повысить объективность результатов и крайне осложнит выстраивание коррупционных схем.

Алексей НЕСТЕРЕНКО - председатель ассоциации автомобилистов и автошкол Архангельской области, более радикален в своих оценках. Он также придерживается мнения по поводу того, что изменения процедуры вряд ли дадут положительный результат, поскольку на рынке присутствует множество автошкол, представители которых открыто говорят о том, что их организация занимается бизнесом, а не образовательным процессом. При этом у профильных ведомств нет достаточно эффективных инструментов для того, чтобы отстранить таких игроков.

Автоэксперт Игорь МОРЖАРЕТТО в свою очередь отметил, что по вине начинающих водителей совершается не более 3% от общего числа ДТП, причём данный показатель всё время снижается, так что озвученная инициатива даже при успешной её реализации на практике вряд ли даст ощутимый эффект для общих показателей безопасности. Он также полагает, что реальная проверка всех озвученных в законопроекте критериев может значительно увеличить продолжительность процедуры экзамена, снижая эффективность.

Что ждёт желающих получить права по новым правилам

Как отмечают специалисты, ошибочно полагать, что нововведения каким-либо образом упростят процедуру и сделают её легче для претендентов на получение водительского удостоверения. Более того, существует мнение, что такой подход увеличит число пересдач и вызовет необходимость прибегать к дополнительной подготовке за стенами автошкол, а то и вовсе - езде без прав, до момента наработки необходимых навыков.

Существует опасность роста числа ДТП по вине обучаемых или экзаменуемых, поскольку в условиях реального городского потока, они никак не отделены от других участников дорожного движения, что негативно сказывается на общих показателях безопасности, поскольку нововведения касаются и грузовых категорий, а также категории Е, предусматривающей езду на экзамене с прицепом.

Специалисты отмечают - детальное рассмотрение программы экзаменов показало, что отмена тех или иных критериев, проверяемых на специализированной площадке, фактически при-вела к их переносу на городские улицы, так что говорить о каком-либо упрощении процедуры не приходится.

Что касается самих обучаемых, то им придётся тщательнее выбирать автошколу, чтобы получить необходимые базовые навыки. Если отбросить коррупционную составляющую, это должно привести к созданию условий для ухода с рынка недобросовестных участников.

В качестве заключения можно сказать, что внедряемые нововведения дадут положительный ре-зультат лишь при эффективном контроле со стороны соответствующих ведомств, при этом значимость мер для общего уровня безопасности на дорогах не стоит переоценивать.