Что делать, если VIN не читается?

Photo

Ситуация, когда «родной» номер рамы или кузова становится нечитаемым, не так уж и редка. Угонщики перебивают этот номер, чтобы при беглом осмотре нельзя было выявить ворованный автомобиль. Но возможны ситуации, когда кузовной элемент с нанесенным VIN просто отгнивает или разрушается в результате аварии. Раньше автомобили с таким дефектом нельзя было поставить на учет, что оставляло им два пути: в утиль или на разборку.

С 1 января 2020 года вступил в силу обновленный закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации», решающий эту существенную проблему. А именно нормативный документ, регламентирующий нанесение дополнительной маркировки, – постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. №1653 «Об утверждении требований к дополнительной маркировке транспортного средства, порядка ее нанесения и применения». Оно начало действовать одновременно с обновленным законом.

Что такое дополнительная маркировка?

Дополнительная маркировка транспортного средства (основного компонента транспортного средства) представляет собой идентификационный номер транспортного средства (основного компонента транспортного средства), дополнительно нанесенный на основной компонент транспортного средства в случаях, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее соответственно – Федеральный закон, дополнительная маркировка).

Простым языком – это дополнительный номер VIN, который присваивается машине и дает ей новую жизнь. Он наносится, если идентификация транспортного средства невозможна вследствие того, что маркировка уничтожена коррозией или проведенным ремонтом либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц. Только в этих случаях можно поставить дополнительную маркировку. Если ее не было изначально, то делать ее нет необходимости.

Как выглядит дополнительная маркировка?

В постановлении подробно описан процесс нанесения новой маркировки. Маркировка не будет полностью новой, а скорее дополненной: родной VIN номер наносится заново. Во второй строке добавляют буквенно-цифровое обозначение организации, осуществившей ее нанесение. Только аккредитованные организации смогут наносить маркировку. Это обозначение наносится «в одну строку с идентификационным номером через разделитель (например, знак «*») либо в отдельной строке под идентификационным номером с проставлением в ее начале и конце указанного разделителя».

Нанесение дополнительной маркировки осуществляется на не подвергающиеся демонтажу и (или) изменению элементы транспортного средства в непосредственной близости к предусмотренному его изготовителем для нанесения маркировки месте. При отсутствии технической возможности по соблюдению такого требования в качестве места нанесения дополнительной маркировки выбирается наиболее близкое к нему пригодное для этого место.

Место для нового VIN выбирают по следующему алгоритму:

1. Оно должно быть максимально близко к расположению старого номера. Если старый VIN располагался на раме, то это же место станет приоритетным для нового номера;

2. Место должно быть выбрано на элементе автомобиля, который не подвергался демонтажу (не снимался) или изменению (не ремонтировался).

Кто может нанести дополнительную маркировку?

Есть всего 2 варианта организаций, имеющий право набивать новые номера кузова и двигателя:

1. Органы по сертификации и испытательные лаборатории (те же организации, в которых выдаются документы для изменения конструкции транспортного средства), прошедшие аккредитацию для оказания данных услуг;

2. Автопроизводители (которые вряд ли будут оказывать данную услугу частным лицам).

В России таких организаций немного, поэтому некоторым автовладельцам придется доставлять автомобиль в другой город. Но искать нужно организацию, которая расположена ближе всего к месту нахождения автомобиля.

Что нужно для нанесения дополнительной маркировки?

Рассмотрим шестой пункт постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. №1653:

6. Для нанесения дополнительной маркировки в организацию, указанную в пункте 2 настоящих требований, владельцем транспортного средства (его уполномоченным представителем) представляются:

а) заявление, с которым владелец транспортного средства обращался в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которое возложены обязанности по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации транспортных средств (далее – подразделение Госавтоинспекции), для совершения регистрационных действий в отношении транспортного средства в случаях, установленных Федеральным законом, либо копия этого заявления, заверенная уполномоченным лицом подразделения Госавтоинспекции. Указанное заявление (либо его копия) представляется с отметками на нем уполномоченного лица подразделения Госавтоинспекции, содержащими сведения:

– о наличии оснований для нанесения дополнительной маркировки в соответствии с пунктом 5 настоящих требований;

– об установленном присвоенном изготовителем транспортного средства идентификационном номере транспортного средства;

– об идентификационных элементах (пломбах, печатях, бирках), закрепленных должностными лицами подразделений Госавтоинспекции на несъемных частях транспортного средства в местах, защищенных от воздействия внешней среды (далее – пломбы);

б) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий его личность. Уполномоченным представителем владельца транспортного средства дополнительно представляется документ, удостоверяющий его полномочия на представление интересов владельца транспортного средства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) транспортное средство с наложенными должностными лицами подразделения Госавтоинспекции пломбами.

Перед тем как наносить новую маркировку, нужно получить разрешение на эти действия в ближайшем ГИБДД. Сотрудники направят водителя на процедуру нанесения нового номера. При этом они:

1. Наносят пломбы на элементы автомобиля (места должны выбираться таким образом, чтобы пломбы было нельзя перенести или удалить);

2. Вносят в заявление водителя информацию о пломбах;

3. Вносят в заявление водителя информацию об оригинальном номере VIN;

4. Вносят в заявление водителя информацию об основаниях нанесения дополнительной маркировки (например, номер кузова уничтожен коррозией).

После этого можно обратиться непосредственно в организацию для нанесения нового VIN.

При этом у водителя должны быть:

1. Заявление с приведенными выше отметками ГИБДД;

2. Паспорт;

3. Автомобиль с установленными пломбами.

Как оформить новую маркировку?

По результатам нанесения дополнительной маркировки организацией владельцу транспортного средства выдается свидетельство о нанесении дополнительной маркировки транспортного средства по форме согласно приложению.

После нанесения дополнительного номера кузова или двигателя водителю выдается специальное свидетельство, с которым можно обратиться в ГИБДД для оформления новых документов на автомобиль. После оформления транспортное средство снова сможет легально передвигаться по дорогам.

Прямая речь

Артур ЗАВЕРНИН, директор автосервиса «Внедорожник29»:

– Мы внимательно изучаем данный вопрос по получению аккредитации для предоставления услуг по нанесению дополнительной маркировки на автомобили, другие транспортные средства и агрегаты. С вступлением в силу нового закона, у автовладельцев появилась возможность восстановить регистрацию автомобиля и других ТС после уничтожения или повреждения VIN номера. Сейчас мы ведем подготовительную работу для получения аккредитации и изучаем рынок. Это новый и довольно дорогостоящий вопрос, поэтому он требует тщательной проработки.

Ожидается, что с установкой оборудования и запуском услуги мы сможем предлагать нанесения различных маркировок и номеров не только на автомобили, но также узлы и агрегаты для внутренного учета. Когда это появится, сказать сложно, но мы работаем над этим.